На западе существует особый тип настольных игр, название которого - "распечатай-и-играй" ("print-n-play"). Так называют игры, которые можно изготовить самому. Все материалы (поле, фишки, карточки) представлены в электронном виде, их нужно распечатать и сразу после этого можно приниматься за игру. Это могут быть как простенькие игрушки, партия в которые длиться 10-15 минут (например: Ghoulash), так и сложные игры, со множеством карточек и фишек (например: Zombie Plague). Подобные игры весьма актуальны для российского любителя настолок – какие-то игры в России не продаются (а какие-то игры вообще никогда не издавались), так что единственная возможность поиграть в некоторые настолки – это сделать их своими руками из готовых материалов. При этом важно уметь правильно перенести на бумагу всё необходимое для игры, чтобы не испортились впечатления из-за нечитаемого шрифта на карточках, слишком больших фишек, слишком маленького игрового поля и т.п.
Печать материалов
Как правило, материалы для распечатывания представлены в виде файла в формате pdf, либо в графическом формате jpg (реже tiff, bmp и проч.). Иногда также встречаются файлы в формате MS Word (doc).
Самый простой вариант, если вы скачали файл в формате pdf или doc. Pdf открывается с помощью программы Adobe Reader, doc – MS Word'ом. В этом случае, открыв файл, вы видите на экране монитора лист формата А4, на котором расположены компоненты для игры. Если вы распечатаете файл, на бумаге всё будет выглядеть точно так же, как на экране.
Графические файлы печатать ненамного сложнее. Я предпочитаю использовать для этого Adobe Photoshop. В этой программе есть функция "печать с предпросмотром" (File -> Print with preview), позволяющая увидеть, как будут выглядеть материалы на бумаге.
С помощью той же функции "печать с предпросмотром" можно распечатать изображение, которое не умещается на одном листе формата А4 (большое игровое поле и т.п.).
Для этого необходимо посылать изображение на печать частями. Делается это так: вызывается окно предпросмотра с помощью команды "печать с предпросмотром" (File -> Print with preview), затем нужно снять галочку "center image" и в полях Top и Left графы Position вручную указать координаты левого верхнего угла выводимой на печать части изображения. Оптимальные значения для печати первой части изображения - Top:2, Left: 2, позволяющие вам оставить двухсантиметровые поля у распечатанного изображения или обрезать их ножницами, при необходимости.
После того, как распечатана первая часть изображения, необходимо снова открыть в "Фотошопе" "предпросмотр" и задать уже координаты следующей части изображения. Если изображение не умещается на одном листе формата А4 по горизонтали, в поле Top нужно оставить цифру 2, а в поле Left вписать значение -17 (минус семнадцать), чтобы распечатать ту часть, которая не уместилась на первом листе. Если оставшаяся часть изображения не уместилась и на втором листе, печатаете третью, задавая параметры Top: 2, Left: -34 и т.д., каждый раз уменьшая значение поля Left на 17 сантиметров.
Если изображение не умещается на листе по горизонтали, в поле Top вписываете значение -24 (минус двадцать четыре), в поле Left оставляете 2. Дальнейшие части изображения выводите на печать, изменяя значения Top и Left, соответственно, на -24 либо на -17.
(Например, изображение необходимо распечатать на четырёх листах формата А4. Для этого вам нужно вывести на печать четыре фрагмента изображения, задавая при этом следующие параметры Top (T) и Left (L): T2:L2, T2:L-17, T-24:L2, T-24:L-17. Если изображение занимает девять листов А4, параметры будут следующими: T2:L2, T2:L-17, T2:L-34, T-24:L2, T-24:L-17, T-24:L-34, T-48:L2, T-48:L-17, T-48:L-34).
В целях экономии цветных чернил рекомендуется сначала печатать все материалы чёрно-белым цветом, дабы удостовериться, что пропечатываются все детали изображения. В случае необходимости, изображение можно увеличить (команда Image -> Image Size), чтобы мелкие детали или шрифт стали разборчивыми на бумаге.
После того, как вы отпечатали всё материалы чёрно-белым цветом на обычной бумаге и удостоверились, что на бумагу всё переносится без проблем, можно печатать в цвете на качественной бумаге. Не забудьте только выставить тип бумаги в свойствах принтера.
Бумагу можно подбирать в зависимости от того, что именно вы печататете. Можно выделить четыре типа компонентов настольной игры: игровое поле; карточки и карты; фишки-жетоны и фигурки (миниатюры). Каждый вид компонентов рекомендуется печатать на соответствующей бумаге (или фотобумаге).
Игровое поле лучше всего печатать на плотной бумаге. Минимум – это бумага плотностью 160 г/м2
Карты стандартного размера (60х90 мм, ±5 мм) можно печатать на обычной бумаге, а затем поместить в специальные пластиковые кармашки-протекторы.
Карточки небольшого нестандартного размера, фишки-жетоны и бумажные фигурки-миниатюры лучше печатать на плотной бумаге.
Обработка напечатанных материалов
Во-первых, чтобы распечатанные материалы прослужили вам дольше, им можно придать немного жёсткости и защитить от попадания жидкостей. Во-вторых, если вы печатали изображения (например, игровое поле) по частям, их необходимо склеить.
Защитить материалы можно двумя способами.
Первый способ – простой и дешёвый – приобрести широкий скотч (ширина не менее 50 мм) и методично заклеить лицевую сторону всех материалов скотчем. С карточками и жетонами проблем не будет, а вот поле оклеивать будет уже тяжелее. Нужно аккуратно прикладывать полосы скотча и тут же их разглаживать, чтобы не образовались "пузыри" воздуха. Впрочем, если пузыри у вас всё-таки вздулись, проколите их иголкой.
Второй способ подороже, но и надёжнее – заламинируйте всё, что вы распечатали. Один лист формата А4 обойдётся вам рублей в 30, так что на игру, состоящую из 5-6 листов придётся потратить около 200 рублей, зато изготовленная таким способом настолка будет выглядеть гораздо привлекательнее и прослужит вам дольше.
При использовании тонкой бумаги может возникнуть проблема: если карточка лежит лицом вниз, изображение просвечивает. Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта нужно подложить ещё один слой бумаги и заклеить скотчем карточки с обратной стороны, перехлёстывая его через край на "лицевую сторону".
Склейка частей
Сначала из частей изображения рекомендуется сложить изображение целиком, оставляя между частями зазор в 1-2 мм. Очень важно следить, чтобы части изображения не смешались относительно друг друга. Поэтому, используя небольшие кусочки скотча, зафиксируйте части изображения, соединяя их края. Затем склейте части изображения широким скотчем, чтобы на каждую часть приходилось по 2-3 см скотча. В случае образования воздушных пузырей, проткните их иголкой.
Поиск дополнительных элементов
Различные жетоны и миниатюры не обязательно делать бумажными. Подумайте, возможно вы можете заменить их пуговицами, жетонами или фишками из других ваших игр? Вместо миниатюр можно попробовать использовать китайских солдатиков (набор из 10-20 шт. стоит 20-30 рублей). Например, множество различных миниатюр есть в технологовских "Императорах" и "Битвах Fantasy".
Разнообразные счётчики (Жизни и действия в Zombie Plague, уровень персонажа в "Манчкине", фишка игрока на счётчике очков в "Зельеварении") можно заменить игровыми кубиками, выкладывая их так, чтобы число на верхней грани кубика отображало нужное значение.
Карты стандартного размера, как уже было сказано, рекомендуется поместить в протекторы. Не экономьте и не покупайте прозрачные китайские "пакетики" (100 шт. за 100 рублей). Приобретите 2-3 набора Ultra Pro (50 шт. за 150-180 рублей) и ваши самодельные карты прослужат вам очень долго.
Шестигранные кубики можно приобрести в любом спортивном магазине по 5-10 рублей за штуку.