Анна Андреевна Ахматова
[реклама вместо картинки]
Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского инженера-механика.
Детство и отрочество будущей поэтессы прошли в Царском селе, где она училась в Мариинской женской гимназии. Девичья фамилия Анны Андреевны - Горенко, а псевдоним Ахматова был взят по фамилии прабабушки с материнской стороны.
Существует семейное предание, по которому род Ахматовых по материнской линии восходит к татарскому хану Ахмату.
После Царского села Ахматова переезжает в Петербург. Вхождение ее в литературу было внезапным, хотя писать стихи Ахматова начала с одиннадцатилетнего возраста. В 1907 году Ахматова публикует стихотворение в журнале "Сириус", который издавал молодой поэт Николай Гумилев.
С ним Анна Ахматова обвенчалась в 1910 году в Киеве, через два года у них родился сын, будущий знаменитый историк и этнограф Лев Гумилев.
Вместе с мужем в 1911 году Ахматова вошла в так называемый "Цех поэтов" и стала одним из основателей поэтического течения - акмеизма, которое противостояло символизму. Через несколько лет брак Анны и Николая распался.
Слава и заслуженная популярность пришли к Ахматовой после выхода поэтического сборника "Вечер" в 1912 году. Потом, в 1914 году, вышел сборник "Четки", также получивший признание читателей. Ахматова возвращает поэзию к тонкой лирике, к точности написанного слова, к реальной сущности человеческого переживания.
В военные и революционные годы Анна Ахматова выпустила еще три сборника - "Белая стая" (1917г.), "Подорожник" (1921г.) и "Anno Domini" (1922г.).
В этих книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Но судьба уготовила Анне Ахматовой много тяжелых испытаний. Сначала был расстрелян Гумилев, затем сама поэтесса подвергается опале, а в 1935 году был арестован ее сын и второй муж, искусствовед по профессии Н.Пунин.
Когда началась война и блокада Ленинграда, Ахматова эвакуировалась в Ташкент, где поэтессой был создан цикл стихов "Ветер войны". После победы испытания для Ахматовой не закончились, в 1946 году ее исключили из Союза писателей.
Лишь в последние годы жизни Анны Ахматовой ее стихи стали приходить к читателю. В 1964 году Ахматовой в Италии была была вручена премия Этна Таормина, а в 1965 году в Оксфорде ей была присуждена почетная докторская степень.
В общении Анна Андреевна была необычайно проста и естественна. Она любила слушать чужие стихи, охотно читала свои. Умела разговаривать задушевно и откровенно.
Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года, в подмосковном Домодедово.
Биография.Ру
Биография
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться12007-02-23 19:06:38
Поделиться22007-02-23 19:14:56
Мариша огромное при огромное спасибо за эту биографию!!!
Я очень люблю стихи Ахматовой.
Поделиться32007-02-23 22:01:03
rimmka
Ух-ты, как угадала! А думала ещё - кто достоин быть первым в темке!
Мне тоже нравятся ее стихотворения многие.
Поделиться42007-02-24 17:17:56
Марина Ивановна Цветаева
[реклама вместо картинки]
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств (теперь это Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Мать Цветаевой умерла всего спустя три недели после рождения дочери.
Писать стихи Марина Цветаева начала очень рано, с шести лет, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках.
С 1902 по 1905 годы она обучалась в пансионатах Швейцарии, Германии, Италии. В конце 1905 года Цветаевы переехали в Ялту.
В 1910 году был опубликован первый сборник стихов Цветаевой - "Вечерний альбом", который был замечен и одобрен Н.Гумилевым, В.Брюсовым, а также М.Волошиным, который с этого момента и до конца жизни оставался другом Цветаевой.
В 1911 году Цветаева познакомилась в Коктебеле в доме М.Волошина с Сергеем Эфроном, который вскоре стал ее мужем.
В 1912 году вышел сборник стихов Цветаевой "Волшебный фонарь", в 1913 году - "Из двух книг", в 1922 году был издан сборник "Версты", посвященный русским поэтам, а также поэма-сказка "Царь-девица".
В том же 1922 году Цветаева уехала к мужу за границу, до 1925 года жила в Чехословакии, в Праге, а с 1925 до 1939 - в Париже, во Франции.
За границей Цветаева создала большинство стихотворений, были изданы ее книги "Ремесло" (1923), "Психея" 1923, "Молодец" (1924), "Поэма конца" (1924), "Поэма горы" (1924), "Крысолов" (1925), "После России" (1928).
В 1939 году Цветаева восстановила советское гражданство и возвратилась вместе с сыном в СССР. Ее муж и дочь, вернувшиеся ранее в СССР, были репрессированы. Сначала Цветаева обосновалась в Москве, но с началом Великой Отечественной войны переехала в Чистополь, а затем в Елабугу.
В Елабуге, 31 августа 1941 года, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Биография.Ру
Поделиться52007-03-03 18:45:01
Татьяна Витальевна Устинова
[реклама вместо картинки]
Я родилась в апреле 1968 года, естественно, в светлое Пасхальное воскресенье, которое тогда не было ни светлым, ни Пасхальным. То есть, вполне возможно, что оно и было светлым - чего я не помню, зато мои родители обожают умилительно припомнить, "какие стояли погоды", и как все было возвышенно. Но Пасхальным точно не было - наверное, поэтому с тех самых пор наш самый любимый после Нового года праздник - это, конечно, Пасха. И вовсе не как некое религиозное действо, хотя и оно неплохо.
Бабушка пекла куличи, и каждый год предупреждала нас сестрой, чтобы мы не смели ничего рассказывать в школе - нельзя, нельзя, мы же пионеры, комсомольцы, и всякое такое!.. Мы не рассказывали, конечно, но, по-моему, куличи пеклись у всех, у кого были бабушки - и никто ничего никому не рассказывал, разумеется. В детском саду я была выше всех. В школе я была выше всех. В институте я была выше всех. Так как-то само получилось.
В детском саду меня дразнили Геркулесина - от слова Геркулес. В школе никак не дразнили, у нас это было не принято, зато и не разговаривали почти - как с ней разговаривать, если она где-то там, высок-высоко, да и оттуда ничего интересного не скажет! В институте стало совсем скверно.
Моя мама, в отличие от всех правильных советско-научных мам, не любила ходить на работу, а любила валяться с нами на диване и читать. Она читала нам все подряд всегда. Лет в пять мы читали "Онегина", и она сердилась потому, что я ничего не понимала. Сестра благоразумно помалкивала, а я лезла с вопросами, и она сердилась. Самым лучший временем в нашей общей жизни был больничный - мы не ходили в школу, а мама на работу, и прекрасно проводили время! Нас таскали на выставки и симфоническую сказку "Петя и волк". Вынести выставки было еще как-то возможно, потому что иногда попадались хорошие картины, а хорошие экскурсоводы были почти всегда, а вот попробуйте вынесите "Петю и волка"! Или еще оперу Прокофьева "Война и мир". Тоже непросто. Ужасный случай произошел со мной как раз на "Войне и мире".
Билеты были в первый ряд, а училась я в десятом классе - очень много, день и ночь. Бабушка считала, что погулять и посмотреть телевизор можно и в более преклонном возрасте, а в моем нужно работать, работать и работать, что я и делала. В первом ряду Большого театра я заснула, и певцы и певицы смотрели на меня со сцены с некоторым испугом и даже отчасти недоверием. Потом меня разбудила сестра и кое-как, пощипывая себя за ногу, я досидела до конца.
Потом был институт.
Единственный экзамен, который я сдала на пять, была литература и почтенная профессура из МГУ, которая традиционно проверяет физтеховские сочинения, долго и подозрительно выспрашивала меня, не ошиблась ли я дверью, не надо ли мне, часом, к ним, на филфак. Говорили, что сочинение перезачтут - вещь неслыханная! Я отказалась. Я обещала бабушке Физтех, а бабушка к тому времени уже была плоха.
Я писала сочинение - то самое! - а она умирала. Я дописала, и она умерла. Я не знала тогда, конечно, это мне папа потом сказал.
С учебой вышло скверно. Я оказалась тупой. Я не могла проинтегрировать простейшую функцию. Я путалась в пределах. Я не понимала, почему, если лямбда стремится к бесконечности, а игрек к нулю, предел существовать не может! И так шесть лет подряд.
Моя группа - пятнадцать человек на сундук мертвеца - т. е. пятнадцать воспитанных и очень умных юношей то и дело что-то такое пытались сделать, чтобы меня выгнали, наконец, из института. Объявляли мне бойкот за тупость, объявляли мне бойкот за то, что я на пять сдала английский и как всегда на три с минусом физику. А меня все не выгоняли и не выгоняли. Преподаватели относились ко мне с сочувствием - ну что с ней делать, старается все-таки, сидит чего там пишет, ну пусть пишет! Это я все истории писала, чтобы от высокой науки совсем не спятить, но преподаватели об этом не знали! Да, и я все еще оставалась выше всех!
Кое-как я доучилась - вернее, за меня доучился мой муж, который все-таки женился на мне, несмотря на мои 180 сантиметров росту.
Но потом! Идти работать в аэродинамическую трубу я категорически не хотела. Больше я ничего не могла. Есть было нечего. Шел 91 год, и революция. Моя сестра пристроила меня секретаршей к генеральному директору ВГТРК. Просто так пристроила, случайно. Ему нужна была секретарша в приемную. Искать самому был лень. Он попросил, чтобы нашли в управлении делами.
Так я попала на телевидение - фабрику грез.
Секретаршей я была месяцев семь. Мой начальник, молодой сорокалетний мужик, категорически возражал против моего сидения в его приемной. Он говорил - ты умная, находчивая, ты знаешь английский, какого хрена ты тут сидишь?! Какая из тебя секретарша?! Давай уже делай что-нибудь!
Я стала переводить американские программы "60 минут", "Спасение 911", и спустя некоторое время выяснилось, что переводческие гонорары значительно выше, чем секретарская зарплата.
Потом меня взяли корреспондентом в утреннее вещание.
Потом редактором.
Потом взяли в администрацию президента РФ.
Командировки, встречи, люди, день и ночь работа, съемки, монтажи, программы, опять командировки, ночь, Останкино, круглосуточный буфет, аппаратные ИТА, ежеминутная порция никотина.
Очень интересно и очень трудно.
Потом администрация сменилась, и всех выгнали. Нас выгнали обратно на телевидение.
На телевидении тоже менялась власть, и работы было мало, и денег было мало, и хотелось уже не работать по ночам, а все-таки иногда спать, и пришлось стать PR- менеджером в ТПП.
Там все сначала было хорошо, а потом стало плохо, и мой начальник сказал мне, что денег на проекте больше нет, и надо бы кого-то уволить, и уволить надо именно связи с общественностью - шут с ними, со связями, какие связи, когда денег совсем нет!
Вот тогда я написала свой первый роман - "Персональный ангел" . И вот тогда его издали. И вот тогда меня вернули на работу и упали в ноги, и умоляли, и просили, и я милостиво соглашалась, в припадке буйного счастья - печатаю, печатают! - я продолжаю писать свои романы.
На работу пока больше не хожу, только когда очень просят.
Да! Где-то между всем этим с разницей в десять лет я родила двух сыновей.
Мама, говорит мне мой старший сын Мишка, ты самая лучшая женщина на свете!
www1.ustinova.ru
Поделиться62007-03-12 15:43:13
Агния Львовна Барто
Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года в Москве.
Ее отец был ветеринарным врачом. Под его руководством в детские годы Барто получила хорошее домашнее воспитание и образование. Затем Агния поступила на учебу в гимназию. Там она начала писать свои первые стихи.
Параллельно с обучением в гимназии Барто также занималась в хореографическом училище. Приехавший как-то туда на выпускные зачеты Анатолий Васильевич Луначарский послушал стихи юной поэтессы и порекомендовал ей продолжать занятие поэзией.
В 1925 году в печать вышли первые произведения Барто, детские книжки стихов "Мишка-воришка" и "Китайчонок Ван Ли". Большую роль в литературном творчестве Агнии Барто сыграла ее встреча с Владимиром Маяковским. Поэт говорил об огромной роли поэзии в воспитании будущего гражданина страны, о важности этой работы для поэта.
В 1928 году выходит сборник стихов Агнии Барто "Братишки", в 1934 году появляется "Мальчик наоборот", еще через два года выходят "Игрушки".
В 1937 году Агния Барто направляется делегатом на Международный конгресс в защиту культуры, проходивший в Испании. Там в это время шли военные действия, работа конгресса велась в осажденном Мадриде. Агния Барто своими глазами увидела, что такое фашизм и какие разрушительные последствия он несет для человечества.
В 1939 году поэтесса издает еще один детский сборник стихов - "Снегирь".
Вскоре началась Великая Отечественная война, Агния Барто продолжала работать, писала военные очерки, статьи, стихи, часто выступала по радио.
В 1942 году Барто работала на Западном фронте корреспондентом газеты "Комсомольская правда". В послевоенные годы публикуются новые сборники Агнии Барто, такие как "Веселые стихи", "Звенигород", "Стихи детям", "Первоклассница". В это же время Барто работает над сценариями детских художественных фильмов "Слон и веревочка", "Подкидыш", "Алеша Птицын вырабатывает характер".
В послевоенные годы Агния Барто много путешествует по миру, она посетила Исландию, Англию, Японию, Болгарию и многие другие страны.
В 1958 году Агнией Барто написан большой цикл детских сатирических стихов , таких как "Дедушкина внучка", "Лешенька, Лешенька" и других.
В 1969 году Агния Львовна пишет книгу прозы "Найти человека". В 1976 году выходит книга Барто "Записки детского поэта". В 1981 году Агнии Львовны Барто не стало.
Биография.Ру
Агния Барто, известный поэт и драматург, давно и плодотворно работает в советской детской литературе.
Агния Львовна Барто родилась в 1906 году в Москве, в семье врача-ветеринара. Литературой увлекалась с детства, много читала и еще в школьные годы начала писать сатирические стихи. Издавала рукописные журналы, писала для стенгазет эпиграммы и лирические стихотворения, но серьезно к своим поэтическим опытам не относилась. После школы А. Барто поступила в театральное училище. Однажды в училище на урок политграмоты приехал А. В. Луначарский. В его присутствии она прочитала свои стихи, и они заинтересовали Луначарского. Через несколько дней он вызвал девушку в Наркомпрос, побеседовал с нею и посоветовал всерьез заняться литературной работой.
В 1925 году А. Барто принесла в Госиздат свое первое стихотворение «Китайчонок Ван Ли» Она думала, что эти стихи для взрослых, и была немало удивлена, когда их направили в детский отдел. Там тепло приняли начинающего автора, и в том же году стихи вышли отдельной книжкой. Этой книжкой и открывается творческий путь писательницы.
Творческая биография А. Барто, начавшаяся в первое десятилетие после Великой Октябрьской социалистической революции, в какой-то мере типична для всей советской детской литературы: это путь исканий, преодолении и достижений, путь писателя, сформированного новой, социалистической действительностью.
Годы, когда А. Барто начала печататься, были для нашей детской литературы периодом становления. Тогда еще нередко для детей писали либо аполитично, либо пытаясь лишь поверхностно приспособиться к требованиям новой, советской действительности. Случалось, что в детской книге протаскивались старые, буржуазные идеи. Все это наносило немалый вред воспитанию нового поколения, со всем этим надо было бороться. Необходимы были книги социально насыщенные, подлинно художественные, увлекательные, способные воспитывать в детях чувство любви к Родине, к труду, к коллективу.
Перед молодыми советскими писателями был пример Маяковского: поэт-борец, который так чутко и так быстро откликался на все, чем волновалась, чем жила страна, еще в 1925 году написал две книжки для ребят — «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» и «Что такое хорошо и что такое плохо».
Едва ли не впервые в детской литературе тех лет А Барто взялась за международную тему: она написала книгу для маленьких детей «Братишки» (1927). Книга имела большой успех. Никогда раньше ребятам не говорили так понятно и просто о международном братстве, об интернационализме. Книга легко находила путь к сердцам советских ребят — им были близки и маленький индус, и китайчонок, и негритенок, которых ждала нелегкая жизнь, но которые еше из колыбельной песни матери узнавали, что «у тебя есть братья — ты не одинок». Она выдержала множество изданий, переведена на десятки языков народов мира.
Вслед за «Братишками» появились «Октябрьская звездочка» и «Звездочка в лесу». В поисках новых форм писательница удачно сочетала в этих книжках стихи с прозаическим диалогом.
С первых шагов А. Барто почувствовала, что детский писатель не может не быть воспитателем. Искусство воспитателя — это большой талант. Еще Белинский утверждал, что детским писателем надо родиться. А советский детский писатель впервые за всю историю литературы получил поистине необозримое поле деятельности — он воспитатель строителей нового, коммунистического общества.
И весь свой талант поэта и воспитателя отдает А. Барто формированию нового поколения.
Воспитательный метод А. Барто угадывается уже в ее первом драматическом произведении — театральном обозрении «Миллион почтальонов». Этот веселый, сатирический спектакль-игра был поставлен в 1934 году в театре для детей. В спектакле участвовал и зрительный зал, делившийся на «почтальонов» и «корреспондентов». Весело и наглядно спектакль учил ребят, что товарищеский смех хорошо излечивает недостатки.
Эта же традиция «смеха, который лечит» развивалась и в серии сатирических зарисовок, начатых еще в 1930 году в книжках «Девочка-рёвушка» и «Девочка чумазая» (обе книжки написаны с П. Н. Барто). Впоследствии жанр сатирических стихов стал одним из наиболее сильных, ярких и любимых в творчестве писательницы.
От первых стихов-фельетонов, в которых высмеивалась какая-нибудь одна черта характера, забавная или отрицательная («Болтунья», «Мы с Тамарой», «Ку-ку» и др.), А. Барто перешла к стихам более обобщенным. В них то с мягким юмором, то более резкими сатирическими штрихами нарисован цельный, многосторонний поэтический образ («Снегирь», «Наш сосед Иван Петрович», «Жонглер» и многие другие). Стихи эти прочно вошли в обиход ребят и взяты «на вооружение» в семье и школе. Ребята отлично понимают мораль и без нравоучений, и именно в этом — мастерство, сила художника и воспитателя А. Барто.
Эта линия в творчестве А. Барто — меткий юмор без навязчивой морали, но подлинно воспитывающий — продолжается и в дальнейшем.
Стихи Барто не просто развлекают, смешат: юмор писательницы, ее сатира учат ребят правилам вежливости, дисциплине, стойкости, уважению к труду. Эти стихи помогают формировать сознание юного гражданина Советской страны.
А. Барто хорошо знает и любит своего маленького читателя, она говорит с ним свободно и уважительно, как умели делать это В. Маяковский и А. Гайдар.
В своей статье в "Правдe» от 25 августа 1934 года Барто писала: "Наши дети проделывают двойной рост. Они растут, как полагается всем детям, и, кроме того, растут вместе с нашей быстро растущей страной. Они часто удивляют нас своими вопросами, поражают требованиями, и пока еще, к сожалению, они больше поражают нас, чем мы их своими книгами".
Благодарной задаче — удовлетворить эти требования советских ребят — и посвящена творческая и общественная работа А. Барто.
В июле 1937 года А. Барто вместе с советской делегацией писателей была в Испании на Международном антифашистском конгрессе в защиту культуры. Она выступила с большой речью о том, как фашизм калечит и губит детей и молодежь Европы, и рассказала о счастливой мирной жизни советской детворы. Плодом этой поездки были книжки «Над морем звезды» и «Я с тобой», посвященные детям Испании.
Пишет А. Барто и «для самых маленьких». Ее книжка «Игрушки» (1936) до сих пор остается одним из образцов того, как надо писать для малышей. Слушая и запоминая эти маленькие, но яркие поэтические картинки, малыш узнает и полюбит стихи задолго до того, как научится читать.
Сборники стихов А. Барто, выходившие в 1939 и 1940 годах, свидетельствовали о творческом росте писательницы, о все большем контакте ее с ребячьей аудиторией. Эти веселые, задорные стихи рассказывали о жизни ребят в школе и дома, обо всем, что они видели вокруг: «Дом переехал», «Новичок», «Сверчок», «Уехали» и др.
Огромный успех имел в 1940 году кинофильм «Подкидыш», созданный по сценарию А. Барто и Рины Зеленой. В том же году они написали пьесу «Опасное знакомство» («Дима и Вава»), посвященную вопросам морали, поведению советских ребят. Остроумно задуманная, подводящая средствами юмора к верным педагогическим выводам, пьеса обошла многие детские театры страны.
Великая Отечественная война резко изменила мирную тематику всей литературы. И в творчестве А. Барто тоже зазвучали новые, прежде ей несвойственные ноты — героические и патетические.
В годы войны А. Барто много работала на радио, сотрудничала в газетах, выступала перед воинскими частями, идущими на фронт, в 1942 году ездила на Западный фронт, читала стихи бойцам. Она вела общественную работу в школах и детских домах Москвы и Урала.
В эти годы новый герой появился в ее стихах — ученик ремесленного училища: «у него шинель до пят, форменная куртка». Книга «Идет ученик» посвящена юным уральцам, стоявшим у станков. Каждый из этих подростков мог с гордостью сказать: «Мне ставят отметки в далекой землянке, мне ставят отметки за новые танки».
Образы ребят-сталеваров, друзей из Шарташа, образы молодых рабочих Насти и Шурки — несомненная удача писательницы.
Героическим подвигам советского народа посвящает А. Барто новые стихи и песни; песня «Уральцы бьются здорово» получила первую премию на уральском конкурсе песни.
В послевоенные годы А. Барто создает лучшие свои стихи и поэмы. В 1947 году, к тридцатилетию Великого Октября, была написана поэма "Твой праздник" — рассказ для самых маленьких о том, как «в Стране советской всех ребят Октябрь сдружил навеки». Этой поэмой открывается сборник «Стихи детям», удостоенный Сталинской премии. В поэме прозвучал основной мотив всей книги:
Для своей родной страны
Все трудиться рады.
Вторая поэма этого сборника, «Звенигород» (1947), — одно из лучших произведений в детской литературе послевоенных лет и лучшее в творчестве Барто. Это умный и поэтичный рассказ о жизни детского дома, где воспитываются дети погибших за Родину воинов. Задача писателя была: помочь преодолеть горе, показать силу маленького коллектива, где «дети не сироты, не похожи на сирот, материнскою заботой окружает их народ». Самый строй советской жизни подсказал Барто верное решение: в ее стихах возникает светлый образ Родины — большой семьи. Маленьких героев поэмы воспитывает вся страна, она вернула им детство, она даст им большое будущее.
Об этом будущем и задумывается герой следующей поэмы А. Барто — «Ему четырнадцать лет» (1948) — Леня Бородин. Поэма, написанная к тридцатилетию Ленинского комсомола, ставит и решает одну из важнейших задач воспитания молодежи. В ней встает образ положительного героя. Обыкновенный советский школьник, Леня задает себе вопрос: а достоин ли он чести быть комсомольцем? Ведь он «никаких огромных дел еще не совершил», и «он не герой, не отличник он даже». И А. Барто показывает, как детское желание стать героем перерастает в осознанное стремление взрослого человека: жить с пользой для общества, для родного народа.
Один из самых интересных и своеобразных разделов сборника — «Я живу в Москве». Эти стихи написаны к восьмисотлетию столицы. Устами своего героя — школьника Пети — поэтесса ярко повествует о жизни города, к которому стремятся думы людей всего мира.
Новое достижение А. Барто — две поэмы последних лет, вышедшие отдельными книжками: «Петя рисует» (1951) и «Хороший вечер» (1952).
Уже не столько пером, сколько кистью своего маленького героя Пети автор изображает важнейшие события в мире — кровавую войну американских агрессоров в Корее и мирный, созидательный труд в СССР. Своеобразно, остро, но просто и доходчиво ведется этот «рассказ в красках». Вот в альбоме радостные краски — на страницах будущие каналы и поля пшеницы, а вот «страница черных дел» — американский самолет бомбит корейских ребят. Кому не запомнится Петин альбом с его живой психологией советского ребенка!
В поэме чувствуется близость автора к поэтическим принципам Маяковского, творчество которого благотворно повлияло на формирование стиха А. Барто.
Новую для себя тему колхозной деревни разрабатывает А. Барто в «Хорошем вечере». Вместе с героем Барто — пятиклассником Шуркой — юный читатель проводит «хороший вечер» в подмосковном колхозе. Писательница создала запоминающуюся картину новой, советской деревни. Особенно убедителен рост сознания деревенских ребят, которых уже не удивят ни радио, ни электричество в быту, которые мечтают о своем, колхозном инженере.
В 1954 году вьштел фильм, сделанный по сценарию А. Барто, «Алеша Птицын вырабатывает характер», — кинокомедия, посвященная вопросам воспитания в семье и в школе. Это живая и поучительная, полная комических эпизодов повесть об одном дне Алеши Птицына, о том, как первоклассник Алеша учился быть «организованным», верным данному слову.
Комедия была тепло встречена зрителями и прессой.
Продолжая линию сатирическую, А. Барто написала новые стихи, которые были напечатаны в «Пионерской правде». Снова перед читателем проходит галерея ребят с недостатками, тонко и хлестко высмеянными автором. Увидены и метко запечатлены отрицательные явления в жизни ребят: тут и «Дедушкина внучка, внучка-белоручка», которая даже в школу едет на машине деда; тут и «Делегатка», умеющая складно произносить приветствия и вручать букеты, но не умеющая хорошо учиться; тут и «Карусель» вожатых в классе, когда «десятого вожатого встречаем у крыльца»; тут и образцово-показательный план отрядной работы — его все приводят в пример и никто не выполняет.
Книги А. Барто одинаково любят и дети и взрослые. Убедительное свидетельство тому — сотни писем и отзывов на стихи, радиопередачи и выступления поэтессы. Стихи ее переведены на пятьдесят пять языков народов СССР, изданы миллионными тиражами и прочно вошли в золотой фонд советской литературы.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. БАРТО
Стихи детям. Рисунки А. Брей и В. Горяева. М. — Л., Детгиз, 1952, 224 стр. (Школьная библиотека.) Для начальной школы.
В сборник вошли стихотворения: «Твой праздник» — о праздновании тридцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции; «Звенигород» — о детском доме, где воспитываются дети — сироты войны, окруженные любовью и заботой матери-Родины; «Ему четырнадцать лет» — о пионере, вступающем в комсомол. Остальные стихотворения сгруппированы по разделам: Фонарик. Друзья-товарищи. Я живу в Москве. Дом переехал. Петя рисует.
Хороший вечер. Стихи. Рисунки И. Бруни. М.— Л., Детгиз, 1952, 48 стр. Для младшего школьного возраста.
В сборнике десять стихотворений, посвященных советским детям — пионерам и школьникам: Хороший вечер. У папы — экзамен. Шутка. Муха. Тетя Поля. Его семья. На зимнем сборе. Вечером в классе. Река разлилась. Выборы.
Петя рисует. Цветные рисунки В. Горяева. М. — Л., Детгиз, 1951, 16 стр. Для младшего школьного возраста.
Стихи о маленьком художнике, раскрывающем на страницах своего альбома большой мир советских детей, интересы, которыми они живут, их любовь к Родине, их мысли о борьбе за мир. Лето настало. Рисунки А. Васина. М. — Л., Детгиз, 1951, 28 стр. Для младшего возраста.
Веселые стихи о солнечном московском лете и о том, как радостно проводят его школьники-пионеры, для которых организован пионерский лагерь во дворе московского дома. Как ребята проводят время в зеленых парках Москвы, на водной станции, за рыбной ловлей. Как маленькие цветоводы дружно работают над тем,
Чтоб по дорогам всей страны
Не позже будущей весны
Шли цветники к столице.
Я живу в Москве. Рисунки А. Ермолаева. М. — Л., Детгиз, 1949, 48 стр. (Школьная библиотека.) Для начальной школы.
Книга написана к восьмисотлетию Москвы. Это стихи о Москве, о маленьком москвиче Пете Кузнецове и его товарищах. В стихах о первомайском параде на Красной площади, о замечательных улицах, о московском метро, о чудесных московских школах и о многом другом звучит любовь Пети к родной Москве — столице Родины. Для него строится и растет Москва, и он чувствует себя ее будущим хозяином.
Веселые стихи. М.-Л., Детгиз, 1951, 64 стр.
(Книга за книгой.) Для младшего возраста. Содержание: У Андрюши — елка. В школу. Рыболов. Кружок фотолюбителей. Игра в крокет. Наш сосед Иван Петрович. Шурка. Любочка. Дом переехал. Чернила Мы слушаем радио. Гуси-лебеди. Сережа учит уроки. Сверчок. Снегирь. Веревочка. В театре. Пионер. Птенцы. Петя на футболе.
Источник: wwwbiografia.ru
Поделиться72007-03-15 14:23:15
Борис Леонидович Пастернак
[реклама вместо картинки]
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (29.1 (10.2).1890, Москва,- 30.5.1960, Переделкино Ленинского р-на Московской обл.), русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака.
В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913. Первый сборник стихов "Близнец в тучах" (1914).
Автор сборников: "Поверх барьеров" (1917), "Сестра моя - жизнь" (1922, написано преимущественно летом 1917).
Входил в литературную группу "Центрифуга" (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами.
В поэме "Высокая болезнь" (1924, 2-я ред. 1928) Пастернак переходит от лирики к эпическому жанру; создаёт образ В. И. Ленина ("...Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной"); опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции: "Девятьсот пятый год" (1925-26) и "Лейтенант Шмидт" (1926-27), о которых М. Горький писал:
"Книга - отличная; книга из тех, ...которым суждена долгая жизнь" ("Литературное наследство", т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике Пастернака: "...Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом" (там же, с. 308).
Лирика Пастернака, отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви - они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен "разгадать" и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь Пастернака ознаменован настойчивым стремлением дойти "до самой сути" вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира.
Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 30-х гг. В автобиографической повести "Охранная грамота" (1931) и в неоконченном романе в стихах "Спекторский" (1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей.
Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, Пастернак отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для книги стихов "Второе рождение" (1932) характерна попытка взглянуть "без пелен" на жизнь страны, постичь её завтрашний день ("Ты рядом, даль социализма" и др.). С начала 30-х гг. Пастернак переводил стихи грузинских поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, Пастернак создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Пастернак пишет стихи о героях и тружениках войны ("Смерть сапёра" и др.). В 1943 выходит сборник "На ранних поездах", в 1945 - "Земной простор", в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю.
В 50-е гг. Пастернак пережил глубокий кризис. В романе "Доктор Живаго" выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразоваия общества. В 1955 Пастернак признал, что во время работы над романом его "...по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше" (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него Пастернаку Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в советской печати; Пастернак был исключён из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался. В последнем цикле стихов "Когда разгуляется" (1956-59) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества.
Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.- Л.,1965; Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966; Люди и положения, "Новый мир", 1967, № 1, [Письма Б. Пастернака], "Вопросы литературы", 1972, № 9; Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1 - 2, М., 1950; Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб., 1958; Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.
Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тaгeр e., "Избранное" Б. Пастернака, "Литературная газета", 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350 -389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973. 3.
Источник: wwwbiografia.ru
Поделиться82007-03-19 11:22:39
Ганс Христиан Андерсен
Андерсен (Ганс Христиан, Andersen Hans Christian) - знаменитый датский поэт, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник.
По смерти отца, мать отправила его, в 1819 г., в Копенгаген, где он некоторое время очень бедствовал, но затем нашел себе покровителей в профессоре консерватории Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и конференц-советнике Коллине.
При их содействии он вступил в театральное училище, а впоследствии они же доставили ему средства к дальнейшему образованию.
Во время пребывания своего в гимназии, в Шлагэльзе и Гельсингере, он обратил уже на себя внимание публики несколькими стихотворениями; особенный успех имело "Das sterbende Kind", так что его имя пользовалось уже значительной известностью в 1828 г., при поступлении его в университет. Вслед за сим выступил с сатирическим рассказом "Fuszreise vom Holmekanal bis zur Ostspitze von Amak" (1829); с этих пор начинается его обильная поэтическая деятельность, выразившаяся в целом ряде произведений, написанных им частью на родине, частью во время его многочисленных путешествий.
Стихотворения его, выходившие с 1830 г. неоднократно отдельными изданиями, отличаются большим чувством и богатой фантазией. К ним можно отнести также большой эпический цикл "Aarets tolv Maaneder" (Копенгаген, 1832 г.), драматическое стихотворение "Agnete and der Meermann" (1834) и эпическое стихотворение "Ahasverns" (1848).
Из драматических его произведений заслуживают внимания: "Der Mulatto" (1840), "Der ljnsichtbare auf Sprogoe" и в особенности "Die neue Wochenstube", которое имело выдающийся успех и удержалось до сих нор на сцене. Опера Андерсена "Klein Karin" была поставлена впервые в Веймаре. Для капельмейстера Глезера написаны им "Die Hochzeit am Comersee" и "Wassernixe".
Он написал также несколько пьес для театра Казино в Копенгагене, из коих наиболее удачными были комедии "Ole Lukoiea" и "Fliederm Utterchen", переделанные из сказок. Между его романами занимает выдающееся место "Improvisator" (1835).
В этом произведении, которое явилось плодом путешествия в Италию, изображены яркими красками, разнообразная жизнь народа и богатая природа этой страны. За ним следовал роман "О. Т." (1836), в котором изображена весьма удачно жизнь северных народов, затем "Nur ein Geiger" (1837); многие индивидуальные черты и чисто национальный характер этого произведения свидетельствуют о том, что в основу его легла история собственной жизни автора. В "Die beiden Baronessen" (1849) рисуется датская жизнь.
Позднее других написан роман "Sein oder nich sein" (1857). Высшее проявление творческой фантазии Андерсена представляют бесспорно сказки: в них ярче всего выразились все особенности его поэтического дарования. Его богатой фантазии представился тут полный простор; и свойственные ему добродушие, веселый юмор и детская наивность выразились в них ярче, нежели в других его поэтических произведениях. Первое собрание сказок, переведенное на многие иностранные языки, издано им в 1835 г. Они были иллюстрированы Петерсеном и впоследствии Л. Рихтером, Туманом, Плечем и др.
Кроме собрания сказок, "SarntlicheMarchen" (21 изд., Лейпц., 1880), им изданы также "Ausgewahite Marchen flir die Jugend" (иллюстрированы Крецшмаром, 17 изд., Лейпц., 1878). Весьма сходны с сказками его "Historien", также иллюстрированные Петерсеном (1855).
Все они отличаются простотою сюжета, обилием картин, юношескою свежестью и веселостью. Большой успех имели также его "Bilderbuch ohne Bilder" (на немецком языке, 17 изд., Лейпц., 1879). Частые путешествия по Европе, даже в Малую Азию и Африку имели благотворное влияние на его поэтическую деятельность. Впечатления, вынесенный из этих путешествий, изложены им в: "Eines Dichters Bazar" (1842), "Reiseschatten" (1831), "In Schweden" (1851).
Свою жизнь Андерсен описал сам сначала на немецком языке в "Das Marchen meines Lebens" (2 т., Лейпц., 1847, дополнено по смерти его Эмилем Ионас, 2 т., Берл., 1879), и более пространно на датском языке "Mit Livs Eventyr" (1855).
Весною 1861 г. он посетил четвертый раз Рим, а в 1862 г. главные города Испании, откуда предпринял поездку в Африку. Это путешествие описано им в сочинении: "In Spanien" (1863).
По возвращении из Африки Андерсен более не выезжал из Копенгагена, тяжко заболел в 1872 г. и умер 4 августа, 1875 г.
"Собрание сочинений Андерсена" издано на датском языке в 23 томах (Копенгаген, 1853-62), на немецком языке в 50 томах (Лейпц., 1847-72 и под заглавием "Werke", Лейпц., 1876). Сказки Андерсена много раз переводились и издавались на русском языке. В 1880 г. издан перев. его "Bilderbuch ohne Bilders".
Источник: wwwbiografia.ru
Поделиться92007-04-09 13:54:50
Николай Степанович Гумилев
[реклама вместо картинки]
Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте.
Его отец был корабельный врач. Свое обучение Гумилев начинал в Царскосельской гимназии, директором которой в то время был известный поэт И.Ф.Анненский.
Затем Николай Гумилев слушал лекции по искусству и литературе в Париже, в Сорбонне.
С 1902 года Гумилев начинает публиковать свои произведения. В 1903 году Николай Степанович познакомился с Анной Горенко (Анной Ахматовой), ставшей впоследствии женой Гумилева.
В 1905 году выходит книга Гумилева "Путь конквистадора", в 1908 году - "Романтические цветы", в 1910 - "Жемчуга".
В 1911 году Николай Гумилев организовал литературную группу, получившую название "Цех поэтов".
В 1912 году выходит его очередное издание - "Чужое небо". Вместе с С.М.Городецким Гумилев в 1913 году провозглашает "акмеизм" - новое литературное течение, которое декларировало чувственное воприятие мира и призывало возвратить слову его первоначальный, а не аллегорический смысл. К акмеистам относили себя и О.Э.Мандельштам, и А.А.Ахматова, и В.И.Нарбут, и Г.В.Иванов.
Николай Степанович Гумилев увлекался Востоком, три раза посещал Африку.
Когда началась Первая мировая война, Гумилев отправился добровольцем на фронт, был удостоен за проявленную храбрость и мужество двух Георгиевских крестов.
Октябрьскую революцию Николай Степанович встретил во Франции, где служил в то время в русском экспедиционном корпусе.
В 1918 году он возвращается в Россию, в Петербург. Здесь он занимается переводами, основывает "Звучащую раковину" - молодежную студию поэтов, работает с издательством "Всемирная литература", которое основал М.Горький.
Однако 3 августа 1921 года по обвинению в участии в так называемом таганцевском заговоре (которое до сих пор не доказано), Гумилева арестовывают.
25 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев был расстрелян.
Источник: Биография.Ру
Поделиться102007-09-28 01:54:28
Сергей Александрович Есенин
Сергей Александрович Есенин Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) родился 3 октября 1895 года в Рязанской губернии в селе Константиново (современное название - Есенино) в небогатой крестьянской семье. Свое детство Сергей провел в доме деда, начетчика-старообрядца.
В 1904 году Есенин поступил в четырехклассное земское училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Затем он продолжил обучение в закрытой церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. В 1912 году Есенин закончил обучение и получил диплом учителя .
Вскоре Сергей Александрович переезжает в Москву, работает в конторе книгоиздательства "Культура", в типографии И.Д.Сытина.
Есенин много занимается самообразованием, много читает, ходит на лекции в Народный университет имени А.Шанявского. В 1914 году в детском журнале "Мирок" опубликовано первое стихотворение Есенина - "Береза".
В 1915 году поэт переезжает в Петербург, чтобы быть в самой гуще литературной жизни. В Петербурге Есенин сблизился с членами литературной группы "Краса" Н.А.Клюевым, А.М.Ремизовым, С.М.Городецким, которые в своем творчестве воспевали быт русской деревни.
В 1916 году Сергей Есенин издает первый сборник своих стихов "Радуница", центральным образом в котором являлась крестьянская Русь. В это время поэт знакомится с Горьким, с Блоком.
Октябрьскую революцию Сергей Есенин принял восторженно, свое отношение к ней поэт выразил в поэмах "Отчарь" (1917), "Октоих" (1918), "Инония" (1918), "Пантократор" (1919).
В 1919 году Есенин вместе с В.Шершеневичем, Р.Ивневым, А.Мариенгофом создает новое литературное течение - имажинизм. В своем творчестве Сергей Есенин широко использует народные поэтические традиции, его стихи проникнуты необыкновенной лиричностью.
В то же время Есенин пишет и эпические произведения - поэмы "Пугачев" (1920 - 21), затем, после поездки в 1922 - 23 по Европе и США, поэтом написана "Баллада о двадцати шести" (1924), "Анна Снегина" (1925).
Последние дни жизни Сергея Есенина наполнены ощущением обреченности, поэту кажется, что что он становится поэтическим анахронизмом, которому не остается места в окружающем мире. Эта депрессия привела к тому, что 28 декабря, в Ленинграде, Есенин покончил с собой. Похоронен поэт в Москве, на Ваганьковском кладбище.
...Кто такой Есенин?
Талантливый писатель, крестьянский поэт, вся судьба его — как на ладони — ясна социологически так, что ее можно вобрать в пару формул. А результат его жизин и смерти оказался неожиданным, свидетельствующим об известных болезнях некоторой части нашей молодежи.
Вспомним биографию Есенина. Крестьянский парень (не вполне, конечно, крестьянский. Когда он приехал в безрукавке и в розовой рубахе, это был маскарад: Есенин кончил учительский семинарий и был крестьянским интеллигентом), попал он сюда во времена Распутина, когда крестьянский запах и при дворе был приятен. Есенин был знаком с Распутиным и со двором, его туда приглашали. И писал он со всей свежестью своего таланта крестьянские песнопения, отдающие ладаном, с церковным устремлением.
Это — первый Есенин, искренний, но подпорченный, подпорченный церковью и т. п.
Когда он приехал в город, его начали на руках носить — вот, мол, что нам подарила деревня. Что он усмотрел в городе? Увидал он труд в городе, науку, увидал он город революции? Нет. Он увидал кабацкий город. Его подхватила интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него, сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить водку, развратничать.
Пришла революция. Первое время революции принесло с собой какой-то колоссальный гром. Есенин почувствовал, что где-то что-то сыплется — стекла, камни, железо.
Почему? Чорт его знает, почему. Но кабак остался, хоть и покривился, в кабаке остался Есенин. Здесь начался третий период, когда он задумался прежде всего потому, что гром революции ударил ему в уши. Во-вторых, ему стало страшно перед кокаином, водкой, развратом, которые пожирали его тело, душу и талант. Он рванулся тогда к новой жизни, к революции; и в одном замечательном стихотворении он пишет: "Хотел бы я, задрав штаны, бежать за комсомолом". Вот чего он хотел тогда. Бросить все и бежать за комсомолом, чтобы спастись.
Он обращался ко всем нам, и ко мне в том числе, и просил: спасите — я в этом хулиганстве, в этом надрыве нервов, которые жаждут кокаина, погибаю. Протяните мне руку!
Мы его отправляли в санаторий, старались помочь, приручить. Он садился за томы Маркса и с трогательным неумением все это перечитывал, старался приноровиться к советской общественности, иной раз писал недурные стихи, большей частью холодные, потому, во-первых, что вникнуть в революцию, понять, полюбить это гигантское дело для человека, который не рожден в ее огне, не шутка; во-вторых, потому, что силы были подорваны. Он говорил: что вы хотите, у меня руки дрожат и зубы стучат, и я думаю об одном: надо опять выпить, чтобы привести себя в порядок. Вот в каком положении был этот человек.
И, когда он увидел, что утекают все его силы, что он становится своим собственным надгробным памятником, когда он увидел, что он не может в новой жизни найти свою собственную новую жизнь, что он выпотрошил свою кипевшую, эту — теперь опустошенную, в хулиганстве утопающую жизнь, он решил, что лучше расправиться с собой, чем жить унылой, никчемной жизнью.
Что это? Это — великий урок для молодежи, который показывает, что даже такой человек, как Есенин, когда он начинает поддаваться хулиганству и унынию, готовит себе преждевременную кончину, преждевременную петлю.
А как восприняла это некоторая часть молодежи? Герой! Его смерть — укор советской действительности, она показывает, что даже талантливые люди кончают жизнь самоубийством. Если я разбил вчера морду или если я пьян, не знаю куда себя деть, что с собою делать, то это потому, что я талантлив, потому что я — избранный, потому что я — есенинец, а если меня угораздит в петлю — то кланяйтесь мне в ножки! Вот как это было принято частью молодежи.
Вместо того, чтобы сказать: талантливый человек загубил себя, потому что не нашел, — благодаря соблазну, пагубной страсти к кокаину и вину, хулиганству, унынию, — путей к революции, стали говорить: и наше революционное время оправдывает такую вещь, как самоубийство — посмотрите на такого талантливого человека, как Есенин. Такое ложное преломление есенинщины показало болезненное настроение некоторой части молодежи...
Биография.Ру.